ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Oct. 22, 2025

Пришествие цифрового рубля

Рейтинг: 0

Автор: Людмила Александрова. МК Московский Комсомолец

Мифы и страхи «третьей формы денег»

В России стартовало внедрение цифрового рубля — третьей по счету формы после наличных и безналичных. Храниться цифровой рубль будет исключительно на счетах Центробанка, оплачивать покупки можно станет через QR-коды и приложения. Власти обещают безопасность и прозрачность всех операций в цифровых рублях, однако новое и неизведанное всегда пугает, поэтому многие граждане опасаются контроля, сбоев и утечки данных.

Центробанк уверяет: переход полностью добровольный, и наличные, и безналичные всецело остаются в обороте. Между тем аналитики предупреждают: цифровой рубль несет как плюсы, так и риски. О том, какое финансовое будущее ждет россиян в условиях «третьей формы денег», «МК» рассказали эксперты: доктор экономических наук, завкафедрой РУДН Дарья Динец, член Экспертного совета ГД по криптовалютам Михаил Успенский и доктор экономических наук, декан Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.

Новая форма денег

— Начнем с ликбеза. Что такое цифровой рубль в повседневном смысле — это просто «деньги на телефоне» или действительно новая форма наших привычных рублей?

Динец: — Цифровой рубль — это действительно новая форма денег. Потому что те формы, с которыми мы привыкли работать — наличные или безналичные, — имеют все-таки несколько иную природу. Наличные деньги выпускаются физически, и мы можем физически держать купюры или монеты в руках. Безналичные формируются внутри банковской системы, то есть для их выпуска не требуется физическая эмиссия государства. Когда банки кредитуют кого-то в экономике, одновременно создается кредит, депозит, деньги зачисляются на счет, и так происходит банковская эмиссия — безналичные деньги фактически существуют внутри банковской системы.

Если говорить о цифровом рубле, то это электронные деньги, по сути. Их можно спутать с безналичными, но характер у них другой. Их выпускает Центральный банк, они создаются не внутри банковской системы и не зависят от кредитов населения или бизнеса, а возникают напрямую усилиями государства.

Успенский: — Добавлю, что с юридической точки зрения безналичные деньги — это право требования к коммерческим банкам, а не к государству. Цифровой рубль же — это право требования непосредственно к государству в лице Центрального банка. Управляет всей системой и производит денежную эмиссию непосредственно Центральный банк. Если рассматривать эволюцию форм денег, то наличные — это государственная эмиссия, безналичные — банковская эмиссия, а цифровой рубль возвращает прямую государственную эмиссию уже в цифровой форме.

Ордов: — Стоит добавить, что остается еще некоторое количество тумана вокруг цифрового рубля. Скорее всего, это инструмент цифровизации, интеграции в цифровые платформы и дополнительного контроля со стороны государства. Пока нет ясных ответов о миссии цифрового рубля и его влиянии на денежное обращение, так что обычным гражданам чего-то опасаться не стоит. А вот для финансовой системы это может стать серьезным вопросом, тем более что цифровые валюты иногда называют «убийцами банков». В этом смысле может быть переформатирована вся банковская система, которая привычна пользователям.

— Зачем вообще России понадобился цифровой рубль, если у нас уже есть и наличные, и карты, и онлайн-банки?

Динец: — Знаете, версий на этот счет множество. Вот самые состоятельные, на мой взгляд. Во-первых, диверсификация. На сегодняшний день ВВП большинства стран создается во многом за счет банковской эмиссии, через долг. И как долго это будет продолжаться? Никто не знает, насколько долго мировая финансовая система сможет жить, только наращивая постоянное рефинансирование. Долг — один из факторов в пользу цифрового рубля: нужно иметь альтернативу, если пессимистические прогнозы окажутся правдивыми и мировая финансовая система даст сбой.

Даже в условиях санкций и ограничений доступа к мировой финансовой системе корреспондентские счета никуда не делись, а российский рубль остается привязанным к мировой системе, хотя бы с точки зрения импортных операций. Наличие устойчивой платформы, альтернативной современной системе создания долговых денег, — это не спасение, но подстраховка.

Второй момент — создание альтернативной платформы. Технически, когда возникают сложности с проведением стратегически важных платежей, такая платформа становится резервной. Как в свое время национальная платежная система позволила не остаться без платежей при блокировке Visa и MasterCard, так и сейчас платформа на базе цифрового рубля, подкрепленная серьезными технологическими решениями, может выступать как запасной аэродром.

Третий момент — если государство ориентируется на технологический и экономический суверенитет, государственные программы усложняются. Цифровой рубль как инструмент контроля и закрытой системы позволяет направлять финансовые ресурсы на приоритетные направления, что положительно сказывается на реализации государственных проектов.

Успенский: — Давайте сделаем шаг назад и посмотрим на глобальную перспективу. Идея внедрения цифровой валюты центральных банков — мировой тренд. Самый известный пример — электронный юань (цифровая валюта центрального банка Китая), но есть и другие аналоги. По сути, это токенизированные валюты на блокчейне: использование подобных технологий набирает популярность. Некоторые страны успешно внедряют их, некоторые только рассматривают. Российская Федерация также двигается в этом направлении: более 9000 участников, 1200 компаний уже принимают участие во внедрении цифрового рубля, процесс идет.

Это закономерный этап развития мировой финансовой системы. У нас, безусловно, есть особенности по безопасности и альтернативным платежам. Центральный банк может контролировать денежную эмиссию через собственный софт, управляя инфраструктурой и повышая устойчивость финансовой системы. Наличие технологий блокчейн и распределенных реестров позволяет координировать систему с другими валютами центральных банков, уменьшая зависимость от SWIFT, MasterCard и других «недружественных» расчетных систем.

Использование цифрового рубля делится на два основных направления: государственное финансирование и контроль за расходованием средств, а также автоматизация рутинных платежей для физических лиц с помощью смарт-контрактов, что избавляет от необходимости ежемесячного ручного контроля.

Ордов: — Я бы призвал критически относиться к термину «третья форма денег». Цифровой рубль — это прежде всего технологии. Сегодня большинство самых дорогих компаний мира работают в цифровой экономике, имеют платформы и предоставляют услуги онлайн. В цифровой среде мы порой не знаем, где находится контрагент, и криптовалюты появились как трансграничное средство платежа. Центральные банки увидели в этом угрозу для своей монополии и начали внедрять цифровые валюты.

Возникают ограничения, которые могут замедлить внедрение цифрового рубля. Для нас преодоление санкций во многом связано с успешной интеграцией цифрового рубля. При удобном и эффективном цифровом формате возможна конкуренция с долларом. Цифровой рубль открывает для российской экономики широкие перспективы, предоставляя множество способов использования, развития и расширения присутствия в мировой экономике.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни