В Минцифры откажутся от СМС-кодов доступа к "Госуслугам". Ранее с такой инициативой выступили депутаты Госдумы. В качестве альтернативы предложены поход в МФЦ, биометрия и ряд других сервисов. Сегодня СМС-коды стали основной целью мошенников, и завладение чужой сим-картой позволяет получить неограниченный доступ к сервисам.
По словам главы Минцифры Максута Шадаева, пользователи смогут получить новый пароль сразу несколькими способами, причем выбор будет добровольным. Привязывать восстановление пароля только к визиту в МФЦ, как ранее это предлагали в Госдуме, в Минцифры не считают рациональным, так как люди часто забывают пароли и сбрасывают их затем при помощи СМС.
"Для нас очевидно, что в чистом виде СМС сегодня не актуально. Но мы бы не хотели гонять каждый раз человека в МФЦ, когда он забыл пароль. Поэтому рассматриваем вариант с восстановлением через банковское приложение, биометрию, OTP-сервис (одноразовый пароль. - Прим. "РГ") и в МФЦ", - заявил Шадаев. Он добавил, что сейчас в разработке находится еще один инструмент повышения защищенности сервиса - возможность подтверждения смены пароля через другого пользователя. Это будет особенно уместно для пожилых пользователей. Правило "второй руки" уже внедряется в банковском секторе.
"Опция подтверждения входа с использованием биометрии уже сегодня доступна на "Госуслугах", но стать обязательной она не может: это запрещено на законодательном уровне", - напомнил первый замглавы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Также будут согласованы правила и условия выгрузки биометрических образцов голосов мошенников, чтобы в дальнейшем использовать их для распознавания. Если пользователь заранее разрешит такой вид проверки, то оператор сможет разорвать соединение с мошенником. Кроме того, появится возможность анализировать данные о трафике и блокировать подозрительные звонки.
"Отдельно идет работа над поручением президента, которое касается разработки условий компенсации в случае обмана мошенниками. Будет проработана схема возможного страхования ущерба от действий преступников", - рассказал Шадаев.
"Госуслуги" - это уникальный цифровой сервис, где находится вся цифровая жизнь человека. Пароль от него - ключ от вашей квартиры, если будете бережно его хранить, то данные будут в безопасности. Нужно внимательно относиться к своему паролю. К сожалению, как бы мы не пытались достучаться до пользователей, люди все равно ведутся на схемы мошенников", - рассказал председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Еще одной горячей темой стала работа виртуальных телефонных станций. С 1 апреля в России введено ограничение на оформление сим-карт - не более двадцати на человека. Эта мера была направлена на борьбу с нелегальным оборотом номеров и защиту персональных данных граждан. Однако преступники переключились на виртуальные АТС, которые выдают номера с "городскими" префиксами, что еще больше вводит людей в заблуждение.
На рынке присутствует достаточное количество операторов, которые предлагают услуги виртуальных телефонных станций для физических лиц. Оформить такой номер просто: достаточно сделать заявку на сайте и выбрать любой телефонный код. Такой вид связи не относится к телефонной, но позволяет совершать звонки на номера абонентов.
Здесь, по словам депутатов, инструментом может стать привязка номеров виртуальной АТС к учетным записям на "Госуслугах", точно так же, как сегодня там отображаются контракты на сим-карты. Это должно предотвратить и еще одну очень популярную у мошенников схему, когда учетная запись в виртуальной АТС передается третьим лицам, так как доступ к ней осуществляется при помощи простого логина и пароля.
Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности для дропперов. "Идет борьба с мошенниками и со стороны финансовых организаций", - напомнил Шадаев.
С апреля этого года в банкоматах обязательно внедрение таких же антифрод-алгоритмов, как и в онлайн-банках. Также с 1 сентября банки будут обязаны предоставлять возможность человеку выбрать доверенное лицо для подтверждения передачи денежных средств, сказал глава минцифры. Все эти меры должны стать частью второго пакета мер по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством, который, по словам Шадаева, планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию.
Часть мер из так называемого первого пакета мер по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством уже начала действовать. Банки, госорганы и операторы связи наладят обмен информацией в онлайн-режиме. В общую базу попадут абонентские номера, которые злоумышленники использовали для обмана. Минцифры разрабатывает специальное приложение, которое будет в режиме реального времени уведомлять пользователей о мошеннических действиях, совершаемых против них. При помощи этого приложения можно будет и уведомить правоохранительные органы о мошенничестве.
Массовые вызовы и спам-звонки будут возможны только при условии получения предварительного согласия абонента, а при направлении отказа оператору связи прекращены. Отказываться от массовых рассылок можно будет с 1 августа 2025 года. Массовые обзвоны нельзя будет проводить без согласия абонента с сентября 2025 года.
Ряд норм из так называемого первого пакета начнет действовать 1 июня. Они направлены на сокращение возможностей по манипулированию гражданами и получению доступа к их финансовым и иным сервисам. Так, Банку России, госорганам, кредитным и некредитным финансовым организациям, операторам связи, владельцам агрегаторов информации о товарах и некоторым иным структурам запрещается использовать иностранные мессенджеры для информирования людей. Еще одна мера, направленная на борьбу с телефонными мошенниками, - так называемая маркировка звонков от госструктур и компаний - должна заработать с 1 сентября. О том, что сегодня иностранные мессенджеры - WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории России и запрещена) и Telegram - стали основным каналом мошеннических атак против граждан России, напомнил сегодня Сергей Боярский. "Если вам или вашим близким звонят с незнакомого номера через мессенджер - это мошенники. Важно донести это до наших пользователей. Как и информацию о том, что в обоих мессенджерах есть возможность заблокировать получение таких звонков. Это должны знать и понимать все, особенно пожилые люди и дети", - подчеркнул он.
С 1 июня ограничивается возможность получения SMS во время телефонного разговора. Если короткое текстовое сообщение отправляется в момент телефонного соединения, то оно должно быть передано на мобильное устройство только после окончания этого телефонного соединения. Как поясняли ранее в минцифры, речь идет о случаях, когда злоумышленники удерживают на линии свою жертву, параллельно направляя SMS-коды, при помощи которых пытаются получить доступ к банковским сервисам или, например, учетной записи на "Госуслугах". Далее преступники в режиме реального времени требуют от жертвы сообщить им эти коды. Если для того, чтобы код дошел, нужно будет прервать разговор, это повысит шансы жертв вырваться из-под контроля мошенников и сообщить о преступлении в правоохранительные органы или хотя бы своим близким.