Правительство берется за нерезидентов и самозанятых
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Екатерина Виноградова.. Ежедневная Деловая Газета Рбк
Налогообложение работников, уехавших заграницу, может вырасти, а льготный налоговый режим в торговом бизнесе — поэтапно отменен. Такие предложения проработает правительство, следует из новых поручений президента Владимира Путина. Что это значит — разбирался РБК.
Владимир Путин по итогам майской встречи с членами организации «Деловая Россия» поручил правительству проработать несколько вопросов налогообложения, чувствительных для работников и бизнеса. В частности, может повыситься налоговая нагрузка на переместившихся за границу и переставших быть налоговыми резидентами работников российских компаний. Кроме того, торговый бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), могут обязать платить оборотный НДС при более низком пороге по годовому доходу, чем текущие 60 млн руб. В перспективе режим УСН вообще может быть отменен для такого бизнеса, следует из списка поручений.
Впрочем, никаких изменений не гарантировано, поскольку речь идет только о задаче «подготовить и представить предложения» к различным срокам в 2025 году.
Как может измениться НДФЛ для нерезидентов?
Президент поручил правительству в срок до 1 сентября 2025 года совместно с «Деловой Россией» «подготовить и представить предложения по совершенствованию механизма налогообложения лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации». По действующему законодательству налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, независимо от наличия гражданства или вида на жительство и пересечений границы.
«У меня до сих пор, например, вызывает вопрос, почему и справедливо ли, что сотрудников наших компаний, уехавших работать по разным причинам за рубеж, на удаленку, вне зависимости от налогового резидентства в 2024 году уравняли по ставке НДФЛ с работниками в России. Я напомню, что раньше «вилка» была 17%», — говорил в ходе майской встречи председатель «Деловой России» Алексей Репик.
На сегодняшний день физлица, работающие удаленно за рубежом на российские компании или по договору гражданско-правового характера (ГПХ) через российские ресурсы (интернет, ПО, банки), облагаются НДФЛ по прогрессивной шкале 13–22% — аналогично обычным работникам в России. Для этого должен быть заключен договор о дистанционной работе в соответствии с Трудовым кодексом, что снимает необходимость определять статус работника как резидента или нерезидента. Уровень налогообложения по НДФЛ для резидентов и зарубежных удаленщиков был приведен в соответствие с 2024 годом — предполагалось, что унификация упростит администрирование налогообложения релокантов для работодателей, которые не всегда могут отследить статус резидентства. В общем случае нерезиденты обязаны платить НДФЛ по ставке 30%.
Закон о регулировании дистанционной работы в России был принят в 2020 году на фоне пандемии коронавируса. Тем не менее после пандемии нормой во многих компаниях стал гибридный формат работы, а компании в целом стали возвращать часть сотрудников в офисы. Что касается дистанционной работы из-за рубежа, Трудовой кодекс не содержит запрета на такую работу. При этом, согласно указаниям Роструда, в договоре с дистанционным работником нужно указать хотя бы населенный пункт, где базируется сотрудник. Юристы рекомендуют компаниям внести изменения в ранее заключенный договор об удаленной работе, если работник переехал за рубеж.
Как пояснил Репик в разговоре с РБК, в ходе встречи с президентом обсуждалась прогрессивная шкала для нерезидентов, но с «вилкой вверх». Если раньше соотношение НДФЛ резидентов и нерезидентов (работников) было 13 и 30% с разницей 17 п.п., то теперь оно должно составить 13 и 30%, 15 и 32%, 18 и 35%, 20 и 37% и т.д. — для соответствующих значений по зарплатам.
«Максимальная ставка [для заработка от 50 млн руб. в течение года. — РБК] будет, соответственно, 22% плюс 17%, то есть 39%. На наш взгляд, работавшая развилка отражала дифференциацию вклада нерезидентов и резидентов в части мультипликаторов, которые их деятельность производит в экономике», — сказал Репик.
По его словам, люди, которые центром своей работы и жизни выбрали Россию, являются не только генераторами добавленной стоимости, но и потребителями, частью большой экосистемы. «Так или иначе они приносят экономике России больший объем пользы, чем лица, которые уехали работать в другие юрисдикции на российские компании», — указал он.
Если такие нововведения будут приняты, Россия вернется к исторически сложившейся схеме налогообложения, в рамках которой работники-нерезиденты платят больше, говорит партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. Она не противоречит правилам ОЭСР и в целом соответствует мировой практике, считает он.
Около 10% людей, уехавших из России в 2022 и 2023 годах, вернулись в Россию, сообщали в РАНХиГС со ссылкой на свой опрос от начала 2024 года. По другим оценкам, могли вернуться до 45% граждан, уехавших в 2022 году.
Что не так с самозанятостью?
Президент поручил правительству в срок до 1 ноября 2025 года проанализировать эффективность проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД). В частности, осуществить оценку случаев, связанных с привлечением работодателями лиц, применяющих этот режим, когда такое привлечение служит целям оптимизации налогообложения, и представить предложения по совершенствованию налогового режима с учетом срока завершения эксперимента в 2028 году.
Предметно идет речь о необходимости исправить ситуацию, когда самозанятость является не демонстрацией развития малого бизнеса (для чего этот режим изначально задумывался), а подменой формальной занятости, пояснил РБК Репик: «Здорово, что мы рапортуем, как у нас растет количество МСП». «Правда ли это? На мой взгляд, нет: ситуацию искажают самозанятые, которые зачастую представляют собой замаскированную занятость», — отметил Репик. В России было зарегистрировано 13,2 млн самозанятых по состоянию на 1 мая 2025 года, следует из данных ФНС.
«Если вы журналист и пишете статьи для 15 холдингов как фрилансер, берете интервью как у писателей, так и у спортсменов, бизнесменов, политиков, а еще варежки вяжете — к вам вопросов никаких не возникло бы. А если вы в одном медиахолдинге работаете, но вам зарплату платят как самозанятой без соответствующих налогов и сборов, это выжимает из конкурентного поля тех, кто оформляет с сотрудниками трудовые отношения», — привел пример Репик.
Такая ситуация создает дисбалансы на рынке труда, потому что когда сотрудники промышленных предприятий — а туда невозможно никого поставить по ГПХ из-за строгих правил и регламентов — уходят работать в «сервисную экономику» самозанятыми с повышением зарплаты, это повышение зарплаты для нового работодателя ничего не стоит — оно стоит только для государства. Потому что кто-то платит с налогами, а кто-то без налогов, указал Репик. При расчетах с организациями самозанятый платит налог 6%.
Как могут изменить режим самозанятости?
Говоря о возможных регуляторных мерах по донастройке режима самозанятости, Репик отметил, что сейчас идет разговор с ФНС, которая считает, что «нельзя закрыть одну дверь, оставив другую»: ничего не мешает всем самозанятым «переоткрыться на ИП», и это тоже будет элементом оптимизации. «Мы считаем, что надо максимально унифицировать логику налоговых режимов», — указал Репик. По его словам, среди возможных решений сейчас обсуждаются следующие.
• Введение «порога» по доле выплат по договорам ГПХ в фонде оплаты труда
«Если у вас доля ГПХ от фонда оплаты труда компании займет больше определенного процента — не могу сказать, какого именно, он для разных отраслей может отличаться, — ты должен либо более жестко доказать справедливость применения спецрежима, либо проактивно добровольно выплатить соответствующие налоги», — пояснил логику Репик.
• Исключение из самозанятости отдельных видов деятельности
Например, в стройке подмена трудовых отношений самозанятостью «сплошь и рядом» — в результате добросовестный бизнес не может победить в конкуренции недобросовестный, даже если он «очень хорош», говорит Репик.
• Регламентация работы с физлицами и юрлицами
«Когда мы самозанятых вводили, мы все-таки вводили их в отношении «физики к физикам», — заявил министр экономического развития Максим Решетников в ходе встречи с «Деловой Россией». «А когда у нас юридические лица начинают уже в большом объеме нанимать самозанятых, там есть достаточно много признаков именно по трансформации трудовых отношений», — указал он.
В этом вопросе надо быть аккуратными, считает Репик. «Если физлицо продает результаты своей ремесленнической деятельности или человек работает с юрлицами в туристической отрасли — водит экскурсии для организованных групп граждан, — это ни в коей мере не должно быть ограничено», — сказал Репик.
Платформенная занятость неизбежно следует за платформизацией экономики — это качественно новое явление, поэтому не следует пытаться отнести его только к сугубо трудовым или гражданско-правовым отношениям, характерным для прежнего уклада, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. «Налоговая система может приспособиться к этому явлению путем создания переходного налогового режима. Он может быть сформирован на основе НПД с добавлением страховых взносов либо путем увеличения ставки НПД и отщепления части налога в Социальный фонд в качестве страховых взносов», — рассуждает он.
При этом для многих самозанятость — это форма подработки, говорит Зарипов. В таких случаях социальное страхование обеспечивается по основному месту работы, где имеется трудовой договор. «Для избежания двойного обложения можно предусмотреть вычет страховых взносов, уплаченных по трудовому договору, из страховых взносов самозанятого. Начислять страховые взносы самозанятым и делать вычет может налоговая служба по итогам года», — предложил он.
Сам эксперимент был введен, чтобы получить в бюджет «хоть что-то вместо ничего», указывает эксперт совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Алексей Крылов. «Отследить ремесленника, оказывающего реальные услуги «за кеш» и не платящего налоги, куда сложнее, чем выявить попытку уклонения от НДФЛ и страховых взносов через фиктивный договор юрлица с плательщиком НПД», — указал он.
Чем более развитой будет становиться ФНС как IT-система, тем меньше будет такой практики — пока она не сойдет на нет, прогнозирует Крылов. «Если изменения и назрели, то в сторону увеличения лимита по доходам на 50%, а то и вдвое», — считает эксперт.
Как может измениться УСН для торговых компаний?
Президент поручил проанализировать параметры упрощенной системы налогообложения (УСН), применяемые с 1 января 2025 года, и представить предложения по их корректировке.
А именно:
• предусмотреть для организаций и ИП, осуществляющих торговую деятельность, снижение размера дохода, по достижении которого они признаются плательщиками НДС (с 2025 года указанный порог составляет 60 млн руб., при годовой выручке ниже этого значения НДС не уплачивается);
• рассмотреть поэтапный отказ от применения ими УСН.
«Мы предлагали бы эту работу вести регулярно [по снижению порогов для НДС]. Например, пройдет год — и еще вдвое сократить указанные пороги (до 30 млн руб. — РБК)», — отметил Репик.
«Понятно, что отчасти снижение порога происходит за счет инфляции (рост денежной массы при номинальном сохранении порога. — РБК), однако с учетом того, что сейчас она замедляется и уже не является двузначной, целесообразно принять дополнительные регуляторные меры. Тем более что проблема дробления — особенно для торговли на цифровых платформах — по-прежнему актуальна», — сказал Репик. По его словам, такие меры позволят устранить дисбалансы «онлайна и офлайна».
Государство в лице Минэкономразвития ранее уже заявило о переходе к поддержке качества, а не количества субъектов МСП, отмечает Зарипов. В приоритете — производство и услуги. «Поэтому постепенная отмена УСН для торговли вполне закономерна. Это кардинально решает проблему дробления бизнеса и налоговой миграции в торговой сфере», — считает эксперт. В качестве альтернативы или временного переходного режима можно предложить сохранение УСН с постепенным повышением налоговых ставок и постепенной отменой освобождения от НДС, рассуждает Зарипов.
РБК направил запросы в Минфин, ФНС и Минэкономразвития.
При участии Анны Гальчевой, Ивана Ткачёва
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.